Об организации учебно- воспитательного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса в Муниципальном  бюджетном общеобразовательном учреждение  муниципального образования город Горячий Ключ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Дамаскина Ильи Федоровича» (далее Школа) осуществляется  в соответствии нормативно– законодательной базы, регламентирующей деятельность организации образования:
— Федерального Закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266- с изменениями и дополнениями;
— Устава Школы;
— Правил внутреннего распорядка Школы.

Реализуемые уровни образования:

Начальное  общее образование.

Основное общее образование.

Среднее (полное) общее образование.

Формы обучения — очная, дистанционная, вечерняя .

Нормативный срок обучения:

Начальное общее образование – 4 года.

Основное общее образование – 5 лет.

Среднее (полное) общее образование — 2 года.

Наименование образовательной программы:

Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 муниципального образования город Горячий Ключ.

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы — до 28 февраля 2026 года.

Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой:

— русский язык, литература;

— математика,  информатика и ИКТ;

— география, биология, физика, химия;

— история, обществознание;

— английский язык, немецкий язык;

— кубановедение;

— физкультура, ОБЖ;

— технология, музыка, ИЗО.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 

Начальное общее образование: 533 человек

Основное общее образование:  494 человек

Среднее общее образование: 97 человека, ОЗ- 35 человек

Языки, на которых осуществляется образование (обучение) — образование (обучение) в МБОУ СОШ № 3 осуществляется на русском языке

Наличие специальных (коррекционных) классов (в какой параллели) — нет

Наличие классов казачьей направленности (в какой параллели, сколько) — да, в каждой параллели, классы с индексом «Б»

Наличие профильных классов (каких, в каких параллелях) — да, социально-педагогический  и социально- экономический профили  обучения.

Наличие школьной формыда, согласно локальным актам и утверждённым образцам. 

             Принципы организации целостного учебно-воспитательного процесса в школе:        Важнейшим документом, на который опирается деятельность образовательного учреждения, является Программа развития школы, которая ориентирована на обучение, воспитание и развитие личности обучающегося, способного к самоопределению и самореализации, самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности с учётом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных) особенностей. Целью программы развития является создание условий, обеспечивающих высокое качество образования выпускников, эффективная реализация высоких образовательных запросов общества, подготовка успешных выпускников как результат обеспечения личностного роста и развития обучающихся.

1. целенаправленность педагогического процесса;
2. научность в обучении и воспитании;
3. связь школы с жизнью;
4. доступность и открытость;
5. систематичность и последовательность;
6. сознательность, активность, самостоятельность и творчество учащихся;
7. преемственность;
8. связь обучения и воспитания с полезным производственным трудом;
9. наглядность;
10. коллективный характер воспитания и обучения;
11. уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
12. выбор оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания;
13. прочность и действенность результатов формирования в воспитании и развитии;
14. комплексный подход к воспитанию и обучению.

Главными элементами обучения являются деятельность преподавания, деятельность учения и содержание образования. Взаимодействие между ними и составляет обучение. Учитель, осуществляя преподавание, передает какой-то учебный материал, т. е. часть содержания образования или содержания социального опыта. При этом он пользуется содержанием, как средством взаимодействия с учащимися.

1. Приём в школу

1.1 В первый класс принимаются дети, которым исполняется 6 лет 6 месяцев до 1 сентября текущего года, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 Достигшим необходимого возраста, но не проживающим на территории района  детям может быть отказано в приеме в школу только по причине отсутствия свободных мест.

1.3 При наличии свободных мест и успешном прохождении аттестации в Школу могут быть приняты лица:
— не достигшие 18 лет и не имеющие общего образования;
— в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего образовательную программу соответствующего уровня;
— ранее получившие общее полное образование в форме семейного образования и самообразования.

1.4 При приеме в Школу в порядке перевода из образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прохождение аттестации в Школе не является обязательным. Предельный возраст обучающихся по очной форме обучения — 18 лет.

1.5 Лица, перешедшие из других образовательных учреждений, могут приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала при наличии свободных мест.

1.6  Прием в Школу для обучения и воспитания оформляется приказом по Школе. Процедура приема подробно регламентируется Правилами приема в Школу, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и уставу Школы. При приеме в Школу администрация Школы знакомит учащихся и их родителей (законных представителей) с уставом Школы, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

2. Реализация основных образовательных программ

2.1 Обучение и воспитание в Школе ведутся на русском языке. В Школе в качестве иностранного языка могут преподаваться английский, немецкий и другие языки (при наличии специалиста).

2.2 Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ:
— I ступень — начальное общее образование (срок освоения 4 года);
— II ступень — основное общее образование (срок освоения 5 лет);
— III ступень-среднее (полное) образование (срок освоения 2 года).
Школа осуществляет образовательный процесс в 1-4 классах по федеральному государственному стандарту второго поколения (ФГОС). Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Задачами среднего (полного) общего образования является развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования. Содержание общего образования в Школе определяется программами, разрабатываемыми, утвержденными и реализуемыми Школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

2.3 Образовательный процесс в Школе осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого Школой самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом и регламентируется расписанием занятий. Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания и осуществления двигательного режима обучающихся в течение дня;

2.4 С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в Школе могут осваиваться в очной форме, в форме семейного образования, в дистанционной форме для детей с ограниченными возможностями здоровья, и в форме экстерната. В Школе допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ.

2.5 Школа создает детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия и обеспечивает занятия на дому с обучающимися в соответствии медицинским заключением о состоянии здоровья. В соответствии с инструкциями Министерства образования РФ выделяется количество учебных часов в неделю, составляется расписание приказом директора Школы, определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.

2.6 Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует федеральный государственный образовательный стандарт.

2.7 Количество классов в Школе определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов.

2.8 При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению, по информатике и ИКТ, физическому воспитанию, а также в классах профильного обучения предусмотрено деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 и более человек.

3. Нормативно – методическое обеспечение учебного процесса.

3.1 Все виды учебной работы в Школе проводятся в соответствии с образовательной программой школы.
3.2 Учебные занятии в Школе проводятся в виде:

  уроков;
 лекций;
 семинаров;
 практических занятий;
 лабораторных работ;
 консультаций;
 самостоятельной работы обучающихся;
 проектной деятельности.

3.3 Организация учебного процесса в Школе по основным образовательным программам начального, общего, среднего (полного) образования регламентируется:
 государственными образовательными стандартами;
 графиком учебного процесса;
 учебным планом;
 рабочими программами учебных дисциплин;
 расписанием учебных занятий, факультативов, консультаций и экзаменов.

3.3.1. Учебный план школы обеспечивает выполнение «Закона об образовании» с учетом Федерального стандарта, введения учебных дисциплин регионального компонента, а также усиление предметов образования за счет школьного компонента с учетом социального заказа на образовательные услуги.

3.3.2. Рабочая программа является документом, определяющим объем, порядок, содержание и методы образовательной программы учебного предмета, элективного курса, факультатива, основывающимся на государственном образовательном стандарте. Рабочая программа педагога – индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

3.3.3. Рабочая программа учебного предмета разрабатывается каждым педагогическим работником каждый учебный год для класса или параллели классов. Согласовывается на заседании методического объединения, методического совета и утверждается директором школы.

3.4. Промежуточная аттестация обучающихся регламентируется Положением о промежуточной аттестации обучающихся в Школе.

3.5. Итоговая государственная аттестация выпускников школы 11-х классов проводится в форме ЕГЭ. Итоговая государственная аттестация обучающихся 9-х классов проводится в форме ОГЭ.

4. Планирование учебного процесса

4.1. Организация учебного процесса предусматривает планирование:
 учебных занятий;
 контрольных работ;
 итоговой аттестации;
 консультаций.

4.2.Учебное расписание составляется по учебному плану Школы и утверждается директором школы.

4.2.1. В учебное расписание приказом директора Школы могут вноситься изменения по причине болезни педагогов или согласно учебному плану.

5. Учебный распорядок

5.1.Учебный год в Школе начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

5.2. В Школе устанавливается следующий режим занятий:
 пятидневная рабочая неделя в 1 – 9 классах,
 шестидневная рабочая неделя в 10-11 классах.

5.2.1. Занятия проводятся в две смены.
 начало уроков – 08.00.

5.2.2. Продолжительность урока в 1-м классе –35 минут (первое полугодие), 40 минут (второе полугодие), в остальных классах – 40 минут.

5.2.3. Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой перемены (после 2 и 3 уроков) – 15 минут.

6. Контроль учебного процесса
6.1. Контроль учебного процесса включает контроль и анализ:
 проведения учебных занятий;
 знаний обучающихся;
 посещаемость занятий;
 учебной, методической и воспитательной работы педагогов.

6.1.1. Контроль учебных занятий проводится и осуществляется в виде:
 посещений учебных занятий директором школы и заместителем директора по УР.

6.1.2. Проверка знаний обучающихся осуществляется в соответствии с:
 Положением о ВШК;
 Положением о промежуточной аттестации обучающихся;
 Положение о государственной итоговой аттестации выпускников.

6.1.3. Контроль знаний в Школе представляет собой многоуровневую систему подтверждения соответствия знаний установленным требованиям стандарта.

6.2 По решению педагогического совета Школы за совершенные неоднократно грубые нарушения устава школы допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение обучающегося из Школы применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Школы, а также нормальное функционирование Школы. Под неоднократным нарушением понимается совершение обучающимися нескольких нарушений и наложенных двух или более дисциплинарных взысканий. Грубым нарушением дисциплины признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде:
 причинения ущерба жизни и здоровья обучающихся, сотрудников, посетителей Школы;
 причинения имущественного ущерба Школе, обучающимся, сотрудникам, посетителям Школы;
 дезорганизация работы Школы как образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Школа незамедлительно информирует об исключении обучающегося его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Процедура исключения подробно регламентируется Правилами о поощрении и взыскании обучающихся Школы, которые не могут противоречить закону, Типовому положению об образовательном учреждении и Уставу Школы.

6.3 Текущий контроль успеваемости учащихся Школы осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл 2, максимальный 5). Учитель, проверяя и оценивая работы, устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет отметку в классный журнал и дневник обучающегося. Промежуточные итоговые отметки в баллах выставляются за четверть (2-9 кл.), полугодие (10-11 кл.). В конце учебного года выставляются итоговые годовые отметки. В 1 классе применяется безотметочная система.

6.4 Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, Школа обязана создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают получать образование в иных формах. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета Школы. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

6.5 Выпускники общеобразовательных учреждений, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего общего образования, показавшие средний результат по обязательным предметам не ниже 75 баллов, награждаются медалью «За особые успехи в учении» Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Учащиеся Школы, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную итоговую аттестацию. Положительный результат сдачи ЕГЭ действителен в течение 4-х лет.

7. Документы об образовании

7.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу, переводятся в следующий класс.

7.2. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования и остаются на повторное обучение.

7.3.Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) образования завершается государственной (итоговой) аттестацией выпускников Школы.

7.4. Выпускникам Школы после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью Школы.

7.5. Выпускникам Школы, не прошедших государственной (итоговой) аттестации выдается справка особого образца, заверенная печатью Школы.

8. Программы дополнительного образования

8.1 На бесплатной для обучающихся основе Школа может оказывать следующие дополнительные образовательные услуги: проведение спортивных секций, предметные кружки, кружки художественно-эстетического, эколого-краеведческого направления.

8.2 Вся внеурочная работа строится с учётом возможностей Школы, пожеланий родителей (законных представителей), интересов, склонностей и способностей обучающихся, на принципах добровольности, самостоятельности выбора деятельности, взаимоуважения и сотрудничества, с привлечением работников школы, родителей, руководителей секций, кружков и студий, родительских средств.

8.3 Школа оказывает всемерное содействие работе одновозрастных и разновозрастных добровольных объединений обучающихся по интересам, создаёт благоприятные условия для их самостоятельной деятельности.

8.4 Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников и педагогов, формирования поведения, ориентированного на самовоспитание личности.

                Применять методы физического и психического насилия, унижения достоинства по отношению к обучающимся воспитанникам и работникам школы категорически запрещается.

             Весь учебно — воспитательный процесс в Школе строится на совместной коллективно-творческой деятельности педагогического и ученического коллективов, детских общественных организаций, родителей (законных представителей), общественности и обеспечивает сочетание индивидуального подхода с коллективной деятельностью, имеющей личную и общественную значимость.

              Школа осуществляет исполнение Муниципальной программы по охране и защите прав детей сирот и оставшихся без попечения родителей, обеспечивает их поддержку по социальной адаптации и реабилитации. Школа несёт ответственность за невыполнение законодательства Российской Федерации о гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Мониторинг качества образования.